Если вы столкнулись с оформлением наследства, вам необходимо запомнить самое главное правило: обратиться в нотариальную контору для оформления своих прав нужно как можно раньше, но не позднее шести месяцев с дня смерти наследодателя. Подчеркиваем: не через шесть месяцев, а на протяжении этих самых шести месяцев.
Откладывать оформление данного вопроса в долгий ящик – не самый лучший вариант. Такая легкомысленность может грозить потерей наследства навсегда, в том числе признанием его выморочным.
Законодательство Украины в этом смысле достаточно категоричное, а суды не всегда спешат возобновлять пропущенные сроки для оформления имущества.
В данной статье мы разберемся с порядком действий и сформулируем примерный список (перечень) документов оформления наследства.
Точный перечень необходимых бумаг формируется индивидуально в зависимости от вашей ситуации на первичной консультации, так как двух одинаковых ситуаций не бывает. У всех людей разное имущество и разные правоустанавливающие документы на имущество, зачастую встречаются ошибки и несоответствия в именах или вопросах права собственности, которые вызывают дополнительные трудности.
К какому нотариусу обращаться?
Все знают, что для составления и подачи заявления о принятии наследства необходимо обратиться к нотариусу. Но к какому именно нотариусу необходимо обратиться? Можно ли обратиться к частному нотариусу?
Обратиться к государственному нотариусу в госнконтору или к частному нотариусу – дело вкуса, удобства и размера вашего кошелька. Вы имеете право обратиться к любому нотариусу в рамках нотариального округа по последнему месту жительства умершего.
Далеко не все частные нотариусы занимаются наследственными делами – это правда, однако ведение дела частным нотариусом будет неоспоримым плюсом для вас. Как минимум, вы избежите многочасовых утомительных очередей в коридорах госконтор и хамства чиновников.
В стандартной ситуации нотариальную контору необходимо посетить трижды:
- первый раз: для составления заявления о принятии наследства и определения списка необходимых документов (свидетельства ЗАГСов, правоустанавливающие документы, справки и т.д.), подготовки запросов нотариуса (в органы регистрации, банки и др. учреждения);
- второй раз: предоставление необходимых документов нотариусу;
- третий раз: по прошествии полугода с момента смерти наследодателя, наследник должен получить свидетельство о праве на наследство.
Примерный список документов для оформления наследства в Украине.
Мы рекомендуем наследникам иметь при себе указанный ниже перечень уже на первом обращении к специалисту. Это поможет внести ясность и конкретику в процесс наследования.
- завещание (в случае его наличия);
- свидетельство о смерти;
- справка ЖЭКа с последнего места проживания умершего;
- справка формы 1 о составе семьи умершего;
- паспорт и справка о присвоении ИНН наследника;
- доказательства родственной связи с умершим (свидетельства органов ЗАГСа о рождении, заключении брака, смене имени, решение суда об установлении факта и т.д.);
- документы, подтверждающие право собственности на имущество умершего (свидетельство или решение суда о праве собственности, договора купли-продажи, пожизненного содержания, дарения, мены, госакт, сертификат на земельный пай, депозитный договор, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, документы о корпоративных правах и др.);
- экспертное заключение об оценке недвижимости.
Помимо этого перечня, нотариусу необходимо будет указать о других наследниках известных заявителю, так как другие наследники должны будут обратиться к выбранному вами нотариусу со своими заявлениями.
Оформление наследства в судебном порядке
Вы наверняка слышали формулировку – оформить через суд. Однако, это не альтернативный путь оформления своих прав. Оформлять наследство через суд возможно если по какой-то причине нотариус не может окончить процесс оформления выдачей свидетельства о праве на наследство (проблемы в документах, отсутствие записи о праве собственности в электронном реестре, спор между наследниками и в других случаях).
В таком случае вам придется оформлять наследство в судебном порядке.
Необходимость в дальнейшем обращении в суд обычно определяется специалистом при первичной консультации у нотариуса либо юриста.
Для подачи в суд вам понадобится адвокат по наследственным делам, который окажет необходимую помощь в оформлении иска или заявления для суда либо ведении судебного дела. Для обращения в суд понадобятся те же документы, что и для нотариуса, дополнительный перечень определяет адвокат в зависимости от вашего дела.