Как осуществлять контроль за использованием алиментов: порядок и судебная практика


  1. 🪶 Что следует понимать под "алиментами" в семейном праве?
  2. 🪶 Для чего в семейном праве создан институт контроля использования алиментов?
  3. 🪶 Каков порядок осуществления контроля за целевым использованием алиментов на ребенка?
  4. 🪶 Судебная практика по рассмотрению таких дел

Что следует понимать под «алиментами» в семейном праве?

Семейный кодекс не содержит четкого определения понятия алиментов, однако из анализа его положений можно сделать вывод, что алименты — это ежемесячные выплаты на содержание ребенка от того из родителей, кто проживает отдельно (от ребенка, обычно это отец).

Как осуществлять контроль за использованием алиментов: порядок и судебная практика

Для чего в семейном праве создан институт контроля использования алиментов?

После определения размера алиментов на ребенка и вынесения судебного решения об их взыскании, плательщик может иметь необходимость контролировать их использование. Это объясняется тем, что не всегда понятно действительно ли вся сумма денежных средств расходуется для обеспечения потребностей ребенка. Для этого и был создан институт контроля за расходованием алиментов, который гарантирует плательщику право на надзор за средствами, необходимыми для содержания ребенка.

Кроме того, одной из основных обязанностей родителей является обеспечение содержания своих несовершеннолетних детей. Алименты на содержание ребенка должны быть уплачены родителями до его достижения совершеннолетия, а если ребенок продолжает обучение, то до достижения им 23 лет.

Также родители обязаны оказывать финансовую поддержку своим нетрудоспособным совершеннолетним детям, нуждающимся в помощи, независимо от того, находятся ли они в браке или нет. В случаях, когда ребенок родился во время фактических брачных отношений, или брак был признан недействительным, или родители были лишены родительских прав, или отобрание ребенка временно без лишения родительских прав — алименты также устанавливаются и взимаются.

СКУ предусматривает, а именно положения закреплены в статье 186 о том, что контроль за целевым использованием алиментов непосредственно осуществляется органом опеки и попечительства. Этот контроль обеспечивается через инспекционные посещения получателя алиментов, а частота и порядок таких посещений определяются центральным органом исполнительной власти, занимающимся государственной политикой в сфере усыновления и защиты прав детей. К тому же, орган опеки и попечительства отвечает за защиту имущества несовершеннолетнего ребенка.

Каков порядок осуществления контроля за целевым использованием алиментов на ребенка?

Существует специальный порядок, который определяет контроль органов опеки и попечительства за целевым использованием алиментов на ребенка. Этот порядок предусматривает следующие шаги:

  1. Чтобы осуществить инспекционное посещение получателя алиментов, плательщик должен подать заявление в соответствующий орган власти в зависимости от местонахождения получателя алиментов. Это может быть районная, районная в городах Киеве и Севастополе госадминистрация, исполнительный орган городского, районного в городе (в случае его образования) совета, сельский, поселковый совет объединенной территориальной общины или соответствующая служба по делам детей;
  2. Инспекционное посещение должно проводиться в течение 30 календарных дней со дня получения заявления от плательщика алиментов;
  3. Если сумма алиментов, уплачиваемых на ребенка, не превышает размера двух прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста (на каждого ребенка), тогда оценивается уровень обеспечения базовых потребностей ребенка. Это включает в себя: обеспечение питанием, необходимыми лекарствами по необходимости, соответствующей одеждой и обувью для сезона, а также игрушками и другими средствами для развития и обучения в соответствии с его возрастом;
  4. Если размер алиментов превышает два прожиточных минимума для ребенка соответствующего возраста (на каждого ребенка), то могут быть использованы следующие доказательства их целевого использования: наличие оборудованных мест для сна и отдыха ребенка с соответствующей мебелью и вещами; обеспечение ребенка средствами для развития и обучения, включая оборудование для занятий спортом и музыкальные инструменты; помещения для приема пищи и обеспечения санитарно-гигиенических потребностей ребенка; участие ребенка в учебных курсах, кружках, секциях и т.д.; открытие на имя ребенка банковского счёта.
  5. Если ребенок достиг достаточного возраста и уровня развития, позволяющего высказать свое мнение, проводится беседа с ним, чтобы выяснить его индивидуальные потребности и уровень их удовлетворения;
  6. После проведения инспекционного посещения в течение 5 рабочих дней составляется заключение о целевом использовании алиментов на ребенка;
  7. Если во время инспекции найдены признаки, свидетельствующие о некорректном расходовании алиментов, плательщик имеет право обратиться в суд с иском об уменьшении размера алиментов или внесении части алиментов на личный счет ребенка в Государственном сберегательном банке Украины согласно статье 185 СКУ.

Судебная практика по рассмотрению таких дел

Тернопольский апелляционный суд в постановлении от 02 мая 2023 года № 608/2225/22 пришел к следующим выводам:

  1. Для подтверждения уплаты алиментов вместе с заявлением плательщик алиментов обязательно подает расчет задолженности по уплате алиментов за последние 12 месяцев, а также сведения о месте жительства получателя алиментов.
  2. Наличие задолженности по уплате алиментов является основанием для отказа плательщику алиментов в проведении инспекционного посещения получателя алиментов.

Днепровский апелляционный суд в постановлении от 24 января 2023 года № 428/3079/21 обратил внимание на следующее — не могут быть основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований истца доводы апелляционной жалобы истца о том, что третье лицо — Служба по делам детей Северодонецкого городского совета не осуществляла периодически проверки получателя алиментов по их использованию по целевому назначению, хотя истец неоднократно обращался к третьему лицу с соответствующими заявлениями, а разовая проверка была проведена формально, поскольку несогласие истца с действиями Службы по делам детей Северодонецкого городского совета по не осуществлению полномочий по проверке получателя алиментов по их использованию по целевому назначению, не является основанием считать, что алименты, которые истец платит с 2017 года на содержание малолетнего сына, использовались ответчиком ОСОБА_3 не по их целевому назначению.

Задать вопрос
Вопросы / ответы
Другие статьи