Немало потенциальных рисков моряков ожидает ещё на этапе крюинга. Однако после заключения контракта и отправки в рейс настоящие испытания только начинаются. Чтобы быть готовым к различным неприятным сюрпризам, в первоочередном порядке следует четко знать: 1) свои права в отношениях с работодателем; 2) правила поведения в случае ареста/ задержания в любой стране мира.
Специальные руководства для моряков составлены Международной федерацией транспортников (МФТ). При этом остается актуальным момент наличия хорошего морского адвоката на связи. Возьмите на заметку: таким надежным помощником и полезным советчиком готов стать морской адвокат юридической фирмы «МИБ».
Задержание, арест или затруднительное положение моряка: что делать
К неблагоприятному развитию событий желательно подготовиться заранее, в частности – ознакомиться с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, рекомендациями МФТ.
При опросе/ аресте/ задержании полицией в связи с определенным инцидентом моряк вправе:
- не давать показания против себя (допустимо молчать или отказаться от комментариев);
- получить переводчика, если представители следственных органов/ органов государственной власти используют незнакомый язык;
- не подписывать документы, если они не переведены на понятный язык;
- получить правовую защиту, в частности – поддержку адвоката, бесплатно или за счет работодателя;
- общаться со своим адвокатом в условиях, которые позволяют сохранить конфиденциальность.
***Примечание: В общении с представителями правоохранительных органов и/ или местных властей следует проявлять желание сотрудничать и по возможности сообщать правдивую информацию.
Попав в затруднительное положение, моряк может обращаться:
- к судовладельцу/ работодателю;
- в профсоюз;
- в консульство или посольство государства флага;
- в консульство или посольство Украины;
- к местному инспектору МФТ;
- в благотворительные организации;
- в компетентные органы страны пребывания.
Защита моряка в отношениях с работодателем
Достаточно распространенная практика для работодателей – это отказы в списании и репатриации моряка на родину. Помимо этого в рейсе моряк может столкнуться с ухудшением условий труда и быта на судне, а также невыполнением работодателем своих обязательств по контракту.
К сведению! Чтобы отстоять свои права в подобных обстоятельствах следует: 1) хорошо знать условия своего контракта; 2) не соглашаться продлевать контракт непосредственно в рейсе под психологическим давлением со стороны работодателя.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда моряки получают травмы на борту судна. В данном случае речь может идти о временной нетрудоспособности или даже инвалидности. Правильная организация оформления документов – это залог получения моряком необходимых выплат на лечение (в том числе, на госпитализацию за рубежом) и репатриацию домой.
Обязательные шаги в случае получение травмы моряком в рейсе:
- фиксация происшествия в судовом журнале и составление акта о несчастном случае (моряку следует получить копию данного документа);
- если получено тяжкое увечье, факт несчастного случая на борту может подтверждаться актом расследования властей в порту захода судна;
- при госпитализации моряку следует получить в клинике, где он прошел лечение, документы с диагнозом, обстоятельствами поступления, описанием проведенного лечения;
- репатриация домой возможна, только когда врач подтвердит пригодность моряк для этого, в ином случае моряк может отказаться от репатриации и требовать продолжить лечение за границей за счет работодателя.
Правовые знания для моряка – это вовсе не лишний багаж. Собственная защита в рейсе во многом зависит от правовой осведомленности и внимательного изучения контракта.